Виктория N. (lotilda_art) wrote,
Виктория N.
lotilda_art

Цвет, который светится

Если сравнивать под микроскопом структуру и оптические свойства пигментов, применяемых в современной живописи с минеральными пигментами древних художников-иконописцев, разница становится очевидной.

В состав пигментов, употребляемых древними художниками, обязательно примешивались пигменты, состоящие из прозрачных цветных кристаллов, — киноварь, аурипигмент, лазурит и др., имеющие блестящую стекловидную поверхность, активно отражающую свет. Если в первом случае художник удовлетворяется внешней взаимосвязью пигментов, т.е. цветовым совпадением с явлениями природы (натуры) или декоративными комбинациями, то в иконописи в подборе соотношений пигментов видно мистическое понимание элементов, составляющих колорит живописи, желание обозначить каждым минералом стихии мироздания — огонь, воду, землю и воздух. Естественно, что далеко не все мастера вкладывали в этот метод мистические и философские понятия.

Зная ремесленный кодекс, многие относились к этим минералам так же, как и к остальным пигментам. Однако ведущие мастера крупных художественных центров видели в них олицетворение стихий, способных изобразить «подобие» Божественной гармонии. Византийские духовидцы стремились свести в единое понятие сущность этих подобий и сущность своей этики. В этих стремлениях угадываются попытки создания мистической натурфилософии. Этим же отчасти можно объяснить и то, что главной целью художников с древнейших времен было наглядное раскрытие идеи света как одной из субстанций Бога. В Евангелии Сам Христос говорит о Себе: «Аз есмь свет». Эти слова и стали для иконописца смыслом и целью его труда, чтобы сама икона «смотрела» на молящегося.

Из этого следует, что в религиозной живописи техника и философия не два различных понятия, а одно неделимое целое. Отсюда их пристальный подбор именно таких минералов, частицы которых наполняли живописную поверхность постоянным свечением и связывали разнородные некристаллические пигменты (будучи к ним подмешанными) в единую идею, так как любой пигмент, имеющий только матовое зерно и положенный рядом с золотом фона, неизбежно «проваливается», т.е. смотрится аппликативным пятном, не связанным с другими элементами живописи. Характер материала определял характер образа и делал его сущность причастной вселенской гармонии.

А.Н. Овчинников. «Символика христианского искусства», сб. статей. // М., «Родник», 1999, с.520.
Tags: живопись, иконопись, история искусств, пигменты, технология живописи, цитаты
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments